Дети 5-6 лет
Развитие наглядно - образного мышления
Возрастные особенности детей 5—6 лет
Это возраст активного
развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со
сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя
меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ваш
ребенок:
- Продолжает активно
познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24
часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к
миру, который для него пока сложен и малообъясним.
- Желает показать себя
миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его
самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому
ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими»
поступками.
- С трудом может
соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и
поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
- Готов общаться со
сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными
себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в
которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах
деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны
его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый
самого себя.
- Стремится к большей
самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно
долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
- Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и
другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно
существенной.
- Может начать
осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных»
для родителей вопросов.
- Начинает задавать
вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и
проявляющиеся в период засыпания.
Вам как его родителям
важно:
- С уважением
относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье»,
защитное фантазирование и просто игру воображения.
- Поддерживать в
ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и
способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить
ребенку возможности для самого разнообразного творчества.
- Быть внимательными к
желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для
него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в
состоянии отстоять и выдержать.
- Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его
эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе
рассматривая варианты выхода из нее. Обеспечивать общение с близкими,
организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
- Постепенно снижать
контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные
задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и
поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
- Помнить, что в этом
возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование
и обязанность. Осознавать, что,
обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую»
позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы
развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.
- По возможности не
пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов.
Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает,
не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае
трудностей запастись детской литературой на эту тему.
- На вопросы о смерти
отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и
религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой
теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее,
чем реальность.
- Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться».
Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его
беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть
по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно
предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае
навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.
|