Дети 6-7 лет
Игры для подготовки детей к школе
Психологическая готовность ребенка к школе
Развитие наглядно - образного мышления детей
Возрастные особенности детей 6—7 лет
Старший дошкольный
возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки
к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.
В этом возрасте чаще
всего ваш ребенок:
- Практически готов к
расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования,
которые будут предъявлены ему в школе.
- Постепенно
социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится
способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и
может начать с ними сотрудничать.
- Маленький ребенок
делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное
восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются
деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает
относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок,
считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое
представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для
воды и поэтому тонет.
- Способен
сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на
той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в
которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность
все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко
быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от
своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
- Часто не только
готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему
взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность
ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и
интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть
способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду
задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
- Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение
о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит
в свой адрес.
Вам как его родителям
важно:
- Быть главными
помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу личности школу. По возможности предварительно выяснить
уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему
предстоит учиться.
- Не торопиться с
походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно
преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно
усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по
подготовке к школе.
- Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Понимать, что познавательная мотивация
именно в этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой,
долженствованием, принуждением. По возможности организовать для ребенка
интересный и увлекательный познавательный процесс.
- Понимать, что
желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность
выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и
избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики
инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он
может справиться сам.
- Осознавать, что
любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на
его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным
и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной
(заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут сформировать у него
представление о себе как человеке недостойном, плохом, неспособном
справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте
заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие
или поступок.
- Спрашивать мнение
самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки
делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес
мотивации избегания.
- Еще до того, как
ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе
учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь
отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности.
|