Возрастные особенности детей 3—4 лет
Три года — эго
возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с
момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью,
малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные
потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании.
Основной и самый важный для ребенка вид деятельности —игра.
В этом возрасте у
вашего ребенка:
- Происходит
формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она
совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит
осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых,
пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
- Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать
почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему
этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию
не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или
просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем
противоречить другому.
- Появляется
возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а
поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его
развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
- Возникает насущная
потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия
через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
- Игра становится все
более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное
наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок
воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом
возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется
переключиться на что-то другое.
- Дети в игре со
сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей.
Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе
рискует остаться в одиночестве и скучать.
- Появляется много
новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным
словам свой особенный личностный смысл.
Вам как его родителям
важно:
- С терпением и
пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что
подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к
пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку
настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда
вам это кажется нелепым или ненужным.
- Помнить, что так
называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не
потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его
мнением считались.
- Подготовить ребенка
к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо
помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до
поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка
на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным
негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет
право испытывать горе от потери привычного ему мира.
- Разбирать вместе с
ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской
площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого
важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему
самому и членам вашей семьи.
- Бережно обращаться с
чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним
радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить
его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
- Продолжать активно
развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с
мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные
шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был
спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
- Осознавать, что
речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из
той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг,
соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит
словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст
эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со
своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с
ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.
|